МСТР проекта 174610: доступно, эффективно, современно

После распада Советского Союза в России не строили малых рыболовных судов. Рыбаки выжали максимум возможного с существующих малых рыболовных траулеров типа «Балтика» проекта 1328: увеличивали мощность главной энергетической установки, меняли винт, морозильный трюм переоборудовали под перевозку наливом, уменьшали надводный борт и увеличивали грузоподъемность. С учетом морально устаревшей конструкции и технического состояния существующих корпусов, возраст которых нередко превышает 40 лет, возможности дальнейшей эффективной и безопасной эксплуатации этих судов достигли своего предела.

Одним из первых больших проектов компании «АДОМАТ» стала глубокая модернизация малого рыболовного траулера «Капитан Лобанов» 1977 года постройки: с полной перестройкой корпуса,  с заменой главного двигателя и переоснащением трюма для доставки улова наливом. Успешно реализованный проект дал понимание, что накопленные компетенции можно использовать для постройки и нового судна.

Подтверждением этому послужило намерение компании «МАРФИШ» в тесном взаимодействии с “АДОМАТ” получить мощное и универсальное судно, которое по возможности сможет заниматься несколькими видами промысла, доставлять улов к берегу в максимально свежем и неповрежденном виде.

Результатом сотрудничества стал проект малого рыболовного сейнера-траулера проекта 174610.

Перед разработкой проекта КБ «Адомат» проанализировало порядка 40 прототипов рыболовецких судов, которые строились в Норвегии, Дании и Ирландии, имеющие между собой разные философии лова рыбы.

В странах северной Европы считается нормальным при длине судна до 24 метров иметь ширину до 10 метров и осадку более пяти. Это суда технически сложные, хорошо энерговооруженные и, по сути, уже и не совсем прибрежного лова, хотя работают они в своей экономической зоне.

Для мелководной Балтики привычны суда с шириной до 7 метров и осадкой до 3 метров. Не везде есть инфраструктура, которая может принять и обслужить суда с бóльшими размерениями. Но "МАРФИШ" стремился реализовать современные решения по траловому комплексу, обработке и хранению улова, сделать приемлемые условия для обитания экипажа. Продумывалось все до мелочей. Принципиальными характеристиками нового судна были определенные мощность двигателя, тяговое усилие лебедок, объем трюма и реализованная система RSW-танков

Суммируя желания и возможности, по мере формирования технических требований к проекту, вводились ограничения по габаритам, осадкам, оборудованию, в конечном итоге – по стоимости.

«По сути, проект 174610 – это совместная работа "Адомата" и "Марфиша".

Мы высказывали свои пожелания, а специалисты КБ воплощали это в проекте, так этот проект и родился».

– Денис Александрович Парфенюк, директор ООО «МАРФИШ»

МСТР проекта 174610 задумывался как многофункциональное судно для промысла пелагическими, донными тралами или кошельковым неводом. В процессе проработки концепции было сделано больше десяти эскизов с различными планировками жилых и служебных помещений, грузовыми пространствами, промысловыми схемами. На финиш вышел концепт кормового траулера, но в названии проекта решили оставить "сейнер", подчеркивая тем самым, что судно может быть построено или переоборудовано в процессе эксплуатации под разные нужды.

При заказе проекта предлагается выбор силовых установок, траловых комплексов; возможность установки оборудования для сейнерного лова; модульная надстройка с цехом рыбопереработки или без такового; разные виды грузовых пространств с сохранением улова в охлаждаемой морской воде (RSW) или в ящиках со льдом; комбинации подруливающих и грузовых устройств; возможность промысла в различных морских условиях.

О «Всеславе»

Проект МСТР разработала команда конструкторов КБ «Адомат». Строительство судна началось 14 марта 2019 года. Церемония спуска на воду состоялась 16 сентября 2020 года. Судно передано заказчику 7 сентября 2022 года.

Основные характеристики МСРТ проекта 174610:

Длина

26,62 м

Длина судна между перпендикулярами

23,1 м

Ширина

8,50 м

Осадка по грузовую марку

4,28 м

Водоизмещение при осадке по летнюю грузовую марку

547,8 т

Дедвейт при осадке по летнюю грузовую марку

251,5 тонны

Мощность ГД

746,0 кВт

Объем грузовых танков RSW

200,0 м3

Автономность

7 сут.

Максимальная скорость

11,5 узлов

Экипаж

6 чел. (10 койко-мест)

Траулер проекта 174610 предназначен для круглогодичного лова салаки, кильки, трески и камбалы пелагическими, донными и близнецовыми тралами по кормовой схеме траления и транспортировке улова наливом в охлажденном виде к местам приема и переработки рыбы на берегу.

При лове пелагических пород рыб, трал частично подбирается на барабан, за борт опускается шланг, пойманная рыба вакуумным насосом перекачивается из трала через водоотделитель и попадает в один из пяти танков с охлажденной морской водой. 

При работе донными и близнецовыми тралами, выгрузка улова при помощи крана осуществляется в приемный бункер кутками по полторы-две тонны. В технологическом помещении рыба попадает на сортировку и частичную разделку.  Центральный танк, увеличенного объема, универсальный, может использоваться для хранения такого улова в ящиках со льдом. 

В конструкции грузовых танков в качестве изоляционных материалов «Адомат» применил комбинацию пенополиуретана различной плотности и полимочевины, наносимые на металлические поверхности. Данная изоляция обладает достаточной механической прочностью, долговечностью, и сводит практически к нулю теплопотери на корпус судна (отсутствуют «мостики холода»). В последующей эксплуатации судна, при проведении ремонтных работ, изоляция достаточно легко демонтируется частями и так же легко восстанавливается при небольших затратах.

Судно предназначено для круглогодичной эксплуатации в незамерзающих морях, в ограниченном районе плавания R2 – плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3-процентной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль. в том числе в ледовых условиях в соответствии с ледовым классом Iсе1.

По желанию судовладельца, расчеты прочности корпусных конструкций, определение расчетных нагрузок, выбор и назначение толщин листов наружной обшивки, переборок, настилов, элементов набора, размеров шпаций выполнены по нормам Правил РС для района плавания R1 с расчетной высотой волны 3–% ой обеспеченности – 8,5 м.

Устройство "Всеслава"

Корпус стальной сварной. Для облегчения веса и снижения центра тяжести судна, надстройка 2-го яруса, рулевая рубка и мачта – из алюминия. Баковая оконечность судна закрыта металлическим тентом, что защищает экипаж при работе на палубе во время непогоды, и снижает вероятность обледенения якорного и швартовных устройств при отрицательных температурах.

Судно оснащено дизель-редукторной энергетической установкой, с винтом регулируемого шага в неповоротной насадке и рулевым устройством расположенными в корме. Для улучшения управляемости в носовой оконечности судна установлено подруливающее устройство.

В соответствии с классом автоматизации AUT3, траулер не требует постоянного присутствия вахтенного в машинном отделении.

На «Всеславе» установлен главный двигатель V8, 746 кВт при 1600 об/мин. Редуктор – передаточное число 11,43:1, со встроенным механизмом изменения шага и двумя отборами мощности: для привода валогенератора, и с расцепительной электрической муфтой для привода главного масляного насоса судовой гидросистемы. Винт диаметром 2,7 м, упором 15 тонн при скорости траления 4,5 узла.

«Рыбак» оборудован валогенератором 119 кВт и двумя дизель-генераторами по 119 кВт, а также вспомогательным водогрейным котлом на дизельном топливе тепловой мощностью 150 кВт.

Траулер имеет систему охлаждения морской водой (RSW) на базе двух полугерметичных, поршневых компрессоров, с теоретическим объемом всасывания 110 м3/час, и кожух отрубного испарителя затопленного типа.

Траулер оборудован полным комплектом оборудования радионавигации и связи в соответствии с установленным районом плавания. Также «Всеслав» оснащен подкильным эхолотом и рыбопоисковым гидролокатором.

В качестве промыслового оборудования на судне установлен гидравлический траловый комплекс, производства Дании. Он включает в себя: три раздельных траловые лебедки, тяговое усилие 11 тонн на первом слое, канатоемкость 1100 метров стального троса 16 мм; двойной сетной барабан, тяговое усилие 11 тонн на первом слое, емкость барабанов 6 и 9 м3; вспомогательный барабан-лебедка, тяговое усилие 8 тонн; и лебедка тралового зонда. В комплекте так же поставлены: главный гидравлический насос 150 кВт с приводом от редуктора, резервный электрический насос 75 кВт, вся необходимая арматура и органы управления. Дополнительно установлен траловый компьютер для автоматического управления длиной ваеров и усилия на траловых лебедках; контроля сетных барабанов. Комплекс специально проектировался под проект 174610. Гидравлические лебедки с прямым приводом от гидромоторов отличаются хорошим соотношением «масса / габариты / тяговое усилие», что в свою очередь положительно сказывается на весовых характеристиках судна, остойчивости и управляемости.

Также датчане поставили рулевую машину, перо руля с баллером и гельмпортом, и якорно-швартовную лебедку.

Дополнительно «Всеслав» оборудован электрической лебедкой для работы с кутком трала. Еще на судне предусмотрена установка вспомогательного кормового крана на траверзе портала.

В качестве грузоподъемного устройства на МСТР проекта 174610 используется кран-манипулятор электрогидравлический, грузоподъемностью 3 тонны на максимальном вылете 6 метров, предназначенный для операций с грузами, а также перемещения персонала в специальной корзине. В соответствии с требованиями Правил Классификационного общества, наличие грузо-людского крана снимает требование о наличии дежурной шлюпки на борту судна, что в свою очередь позволяет сэкономить место на промысловой палубе.

Автономность плавания судна составляет 7 суток в соответствии с «Санитарными требованиями к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» 2020 года. На траулере предусмотрены: одноместная каюта, три двухместных каюты, одна трехместная каюта. Каждая каюта имеет спальное место, стол, диван, шкаф и умывальник с холодной и горячей водой.

Имеются общий санузел, душевая и прачечная со автоматическими стиральной машиной и сушилкой.

Кают-компания позволяет одновременно разместить 8 членов экипажа для приема пищи или отдыха.

Судно, по затратам на топливо и содержание экипажа, сопоставимое с МРТК типа "Балтика", при этом обладает трехкратным запасом по мощности и использует различные промысловые схемы и орудия лова даже в течение одного рейса. Судно в полной мере может заменить находящиеся в эксплуатации более 40 лет рыболовные траулеры проекта «Балтика» в соотношении 1 к 3, а при незначительных изменениях и суда других проектов для прибрежного лова. Проектом заложены высокие мореходные качества, позволяющие увеличить промысловое время; большое грузовое пространство для сохранения улова; высокий класс автоматизации судна (AUT3, без постоянного несения вахты в машинном отделении), значительно снижающий долю ручного труда и требующий минимума обслуживания на промысле.

Капитан судна отмечает идеальную управляемость траулера и прекрасную обзорность на ходовом мостике, подчеркнув: «Это принципиально другой уровень рыбопромысловых судов»

Проект 174610 одобрен Минпромторгом, и может претендовать на субсидию 25-30% от стоимости капитальных затрат на постройку судна

Общий вид

00
01
02
03
04
05
06
07
09

Рулевая рубка

01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12

Машинное отделение

01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16

Технологическое помещение и RSW

01
02
03
04
05
06

Траловый комплекс, палуба

01
02
03
04
05
06
07
09
10
11
12
13
14

Жилые и служебные помещения

01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17